Электропоезда EJ675 в Мариуполе. Недолгая история.
Сегодня, предлагаю вам вспомнить историю появления электропоездов EJ675 в Украине и посмотреть мои сними с этими составами, сделанные на станциях Мариуполь и Донецк в 2012 году.
В далеком уже 2012 году, Украина принимала матчи футбольного чемпионата “Евро-2012”. Подготовка к этому событию велась масштабная – строились стадионы, гостиницы, аэропорты, ремонтировались дороги. Так как матчи должны были пройти в четырех разных городах, требовалось обеспечить быстрое и комфортное перемещение болельщиков внутри страны. Одним из вариантов решения этой задачи была организация скоростного движения по железнодорожным магистралям Украины. Но времени на прокладку новых путей и разработку собственного подвижного состава не было.
Решено было провести модернизацию уже существующих участков под движение со скоростями до 160 км/ч и закупить поезда за границей. Правда, найти производителя, который бы согласился спроектировать и произвести новые скоростные электропоезда в такие сжатые сроки, оказалось непросто. В итоге договор на поставку десяти поездов был подписали с южно-корейской компанией “Hyundai Rotem”. Но такого количества поездов было недостаточно и было принято решение о закупке еще двух составов у чешской фирмы “Škoda Vagonka”.
Чешские электропоезда были собраны на базе серии 471 для железных дорог Чехии, хорошо зарекомендовавшей себя в эксплуатации. Такие поезда поставлялись также в Литву и Словакию и имели общее название серии “City Elefant”. Но если ранее составность поездов 471-й серии не превышала трех вагонов, то для Украины собрали составы, состоящие из шести вагонов. Электропоезда чешского производства, как и южно-корейские были двухсистемными. Они могли работать как на переменном, так и на постоянном токе, что позволяло эксплуатировать их на всем электрифицированном полигоне железных дорог Украины.
Каждый электропоезд серии EJ675 состоял из двух моторных головных вагонов и четырех прицепных. Состав мог вместить 623 пассажира, из которых всего 46 мест относились к первому классу, и находились в первом и последнем вагонах, а остальные 577 мест – относились ко второму классу. На железных дорогах Украины эти поезда получили классификацию “Интерсити”, в то время как составы HRCS2, компании “Hyundai Rotem” отнесли к “Интерсити+”.
В марте 2012 года оба поезда серии EJ675 прибыли в Харьков. Местом их постоянной дислокации стало вагонное депо ВЧ-1 Харьков -Сортировочный. После обкаточных испытаний на отдельных участках Южной, Юго-Западной и Донецкой железных дорог, начались пробные поездки по маршрутам, на которых планировали использовать эти поезда с вводом нового графика. В первую очередь поезд обкатали на участках Харьков – Днепропетровск, Харьков – Донецк и Днепропетровск – Донецк, а в начале мая 2012 года состоялись первые пробные поездки по участку Донецк – Мариуполь.
В конце мая 2012 поезда EJ675 начали совершать регулярные рейсы по маршрутам Харьков – Днепропетровск – Донецк – Мариуполь – Донецк – Харьков и Харьков – Донецк – Луганск – Донецк – Харьков. Пассажиры сразу оценили уровень комфорта и скорость новых поездов. Заполняемость состава при следовании между Харьковом, Днепропетровском и Донецком была довольно высокая, несмотря на стоимость билета. А вот на Луганском и Мариупольском направлении дела обстояли похуже. В случае с Мариуполем, поезд не мог конкурировать с маршрутками Донецк – Мариуполь, которые ходили каждые двадцать минут и находились в пути примерно равное время. Стоимость билетов на автобус была почти в три раза меньше чем на поезд.
Мне всего несколько раз довелось ездить этими поездами из Донецка и Волновахи в Мариуполь. Каждый раз я как порядочный пассажир брал билет в кассе и каждый раз ко мне подходил проводник и советовал в следующий раз подходить сразу к нему, не покупая билет. Многие так и делали. В итоге, поезд который и так ходил почти пустым, не давал никакой прибыли. По оценкам “Укрзализныци”, заполняемость состава на мариупольском направлении не превышала 8% – 10%.
В октябре 2012 года маршрут движения поездов EJ675 был изменен и они перестали ходить в Мариуполь. Скажу прямо, никто сильно не расстроился по этому поводу. При всем своем комфорте, эти поезда не смогли конкурировать с автобусами, в первую очередь из-за цены на билеты. Да и расписание было составлено не самым удачным образом – поезд приходил в Мариуполь в обед и через час уезжал обратно. Если бы он ходил утром и вечером, то возможно и нашел бы в итоге своего пассажира среди жителей и гостей Мариуполя. Но, увы..
На этом история о поездках чешских поездов в Мариуполь закончилась. Сейчас, наверное, мало кто и вспомнит, что они когда-то туда ходили. Но я запомнил, да еще отснял на фото эти, уже исторические, моменты. Как оказалось – не зря!