Уникальные вагоны для перевозки пылеугольного топлива на заводе “Азовсталь”
Железнодорожное хозяйство комбината “Азовсталь” всегда считалось передовым. С самого основания завода, локомотивное депо предприятия стало базой для испытания и внедрения новой техники. Здесь работали редкие английские танк-паровозы, здесь же, впервые в промышленности, начали использовать паровозы серии СО. В предвоенные годы на завод поступали первые отечественные маневровые паровозы 9П, а после войны здесь осваивали первые тепловозы серии ТГМ6 и испытывали тепловоз ТЭМ12.
Вагонное хозяйство комбината, которое в лучшие годы насчитывало до 800 единиц подвижного состава, тоже часто становилось полигоном для испытания новой техники. Конечно, в основном, это были специфические вагоны, которые использовались в технологических процессах некоторых цехов завода “Азовсталь”. И если, локомотивный парк, после развала Союза, не пополнялся новой техникой, то с вагонами дело обстояло несколько иначе.
В 2016 году на металлургическом комбинате “Азовсталь” проходили испытания специальных вагонов для перевозки пылеугольного топлива (ПУТ). Их разработка велась в соответствии с программой компании “Метинвест”, в состав которой уже входили “Азовсталь” и ММК им. Ильича, по переводу доменного производства на использование угольной пыли.
Вдувание пылеугольной смеси в доменную печь является одним из самых эффективных способов снижения потребления кокса и более экономичного производства чугуна. Технология позволяет заменить до 100% природного газа и до 25% кокса.
В Мариуполе, комплекс по производству и вдуванию в доменные печи пылеугольного топлива, впервые был применен на ММК имени Ильича. Строительные работы, которые продолжались несколько лет, были, в основном, закончены к осени 2012 года, а в 2013 году, весь комплекс был запущен в работу.
Конечно, основной задачей, которую должен был решить переход на использование ПУТ, это отказ от дорогого импортного газа. В то время, проблем с добычей и доставкой каменного угля не было, и шахты Донбасса могли обеспечить стабильные поставки твердого топлива в любых количествах.
После запуска в работу установки по производству ПУТ на ММК им. Ильича, встал вопрос о переводе на это топливо доменного производства комбината “Азовсталь”. Конечно строить еще один точно такой же комплекс было долго и дорого. В итоге, пришли к выводу, что установка по производству угольной пыли, вполне может обеспечить своей продукцией оба предприятия. Оставался только вопрос доставки ПУТ с одного завода на другой. Стоит отметить, что груз этот довольно специфический, и просто насыпать его в вагон или в кузов самосвала и перевезти в нужное место не получится. Ведь этот вид топлива, представляет из себя раздробленный в мельчайшую пыль и хорошо высушенный каменный уголь. Он не должен подвергаться воздействию влаги, а перевозка такого топлива возможна только в герметических контейнерах.
Самым надежным способом тогда сочли перевозку ПУТ в специальных железнодорожных вагонах, тем более, что между заводами имеется соединительный железнодорожный путь, который позволяет осуществлять перевозки без выхода на пути общего пользования.
Заказ на разработку проекта и постройку опытного экземпляра, разместили на Крюковском вагоностроительном заводе, который специализировался на производстве грузовых и пассажирских вагонов для железных дорог Украины. Замечу, на КВСЗ имелось свое конструкторское бюро, которое занималось, кроме всего прочего, разработкой проектов украинского скоростного поезда ЭКР1 “Тарпан” и дизель-поездов, которые потом в небольших количествах выпускались для “Укрзализныци”.
Работы по проектированию и сборке первого вагона были закончены осенью 2016 года. А уже 20 октября 2016 года, вагон прибыл в Мариуполь, на металлургический комбинат имени Ильича, для прохождения испытаний. Кстати, несмотря на внешний вид вагона, он получил наименование вагона-цистерны, что немного непривычно. Очертания его кузова больше напоминали вагон-хоппер для перевозки зерна или минеральных удобрений.
По сути, вагон оказался действительно уникальным. Ничего подобного ранее в Украине не проектировали и не строили. Цистерна имела большой объем – 100 кубометров и могла вместить более 50 тонн ПУТ. Специальное устройство корпуса, позволяло выгружать пневмоспособом практически все без остатка. Это происходило благодаря отрицательному уклону торцевых стенок цистерны и специальной конструкции днища, которое продувалось азотом во время выгрузки.
Испытания нового подвижного состава проводились на путях “Азовстали” и ММК им. Ильича. Кроме ходовых испытаний, был отработан процесс погрузки и выгрузки топлива.
20 декабря 2016 года, межведомственная комиссия во главе с представителем заказчика ООО “Метинвест Инжиниринг” Андреем Коншиным подписала акт приемочных испытаний опытного образца вагона-цистерны бункерного типа для перевозки пылеугольного топлива модели 19-7126 производства ПАО “Крюковский вагоностроительный завод”
Всего два месяца понадобилось для проведения испытаний, и в следующем, 2017 году, началось серийное производство этих вагонов.
Конструкция вагона предусматривала загрузку ПУТ через верхние загрузочные люки на специальных погрузочных устройствах. Разгрузка осуществлялась под давлением сжатого азота через систему трубопроводов. Грузоподъемность серийного вагона составила 63 тонны, номинальный объем цистерны – 110 кубометров. Подвижной состав был оснащен большим количеством контрольно-измерительных приборов, специальных механизмов и предохранительных устройств, которые обеспечивали многоступенчатую защиту. Кроме того, вагон считался оборудованием повышенной опасности, так как работал под давлением.
Интересно, что даже в технической документации указывалось, что вагоны модели 19-7126, предназначены для эксплуатации только на путях промышленных предприятий. Для транспортировки их с завода изготовителя на “Азовсталь” требовалось специальное разрешение “Укрзализныци”.
Первая партия вагонов для перевозки ПУТ состояла из восьми единиц. Они были разделены на два состава по четыре вагона, и началась пробная эксплуатация всей системы. Не могу сказать, как происходил пуск системы вдувания пылеугольной смеси у доменщиков “Азовстали”, но у железнодорожников все прошло довольно гладко. Вскоре парк специальных цистерн пополнился еще раз и общее количество вагонов было доведено до шестнадцати штук.
Для перевозок пылеугольного топлива между доменным цехом завода им. Ильича и “Азовсталью” были сформированы несколько составов по четыре вагона в каждом. Водили эти составы только тепловозы ТГМ6А или ТГМ6В принадлежащие комбинату “Азовсталь”. Интервалы между такими поездами, по моим наблюдениям, были около двух часов.
Насколько мне известно, кроме металлургического комбината “Азовсталь”, такие вагоны больше никуда не поставлялись. Их эксплуатация продолжалась вплоть до последних дней февраля 2022 года. Современное состоянии и местонахождение этих вагонов мне неизвестно, но скорее всего, они так и остались на территории завода. Видимо, на этом их история закончилась…