Надежный путь в Крым. Железная дорога по берегу Азовского моря.

Надежный путь в Крым. Железная дорога по берегу Азовского моря.

Стоит ли говорить, насколько важным сейчас является надежное сообщение с Крымом. Ведь недавние события, с подрывом автомобиля на Керченском мосту, показали, насколько уязвимым может быть этот объект. Даже с учетом того, что выводы из случившейся ситуации были сделаны правильные, и меры безопасности на мосту усилены, не стоит недооценивать изобретательность с украинской стороны. Что будет в следующий раз? Дроны, ракеты, заминированная баржа или еще что-нибудь, предугадать невозможно.

Не для кого не секрет, что сейчас активно ведется ремонт и расширение автомобильной дороги М-14, которая связывает Таганрог, Мариуполь и Мелитополь. Пока это единственный безопасный путь в Крым, так как трасса проходит довольно далеко от зоны боевых действий и находится вне зоны досягаемости украинской артиллерии и РСЗО. Технически, конечно, можно дотянуться ракетами “Точка-У” или “HIMARS”, но лупить ими по дороге дело дорогое и малоэффективное.

И если продублировать автомобильный маршрут в Крым по вновь присоединенным территориям РФ еще можно, то вот с железными дорогами дела обстоят не очень хорошо. Единственный путь, по которому теоретически можно запустить поезда в Крым, проходит через Донецк и далее через Волноваху, Камыш-Зарю, Токмак и Федоровку выходит к магистральному ходу Запорожье – Мелитополь – Джанкой – Симферополь.

 

В данный момент задействовать этот маршрут для перевозки грузов, не говоря уже о пассажирских перевозках, не представляется возможным по причине близости к зоне боевых действий. Нормальное железнодорожное сообщение, на интересующем нас направлении, осуществляется только на участке Таганрог – Иловайск.

Если раньше можно было запустить поезда по электрифицированному участку Иловайск – Криничная – Ясиноватая – Донецк – Волноваха и далее со сменой тяги на тепловозную до Мелитополя, то сейчас Ясиноватая и Донецк находятся под постоянными обстрелами украинской артиллерии, а железнодорожное сообщение между этими станциями прекращено еще в 2014 году. Единственный путь связывающий Донецк с общей железнодорожной сетью – это однопутный неэлектрифицированный участок Доля – Моспино – Иловайск, который имеет низкую пропускную способность.

Весь дальнейший маршрут Доля – Волноваха – Мелитополь во многих местах находится в зоне досягаемости артиллерийских систем ВСУ. Кроме того от Камыш-Зари до Федоровки этот участок представляет собой однопутку с тепловозной тягой, что опять таки не может обеспечить достаточную пропускную способность.

Полноценно использовать железнодорожный коридор Донецк – Мелитополь – Крым, можно будет только при условии коренного изменения ситуации в зоне проведения СВО и выхода ВС РФ к административным границам Донецкой Народной Республики и Запорожской области РФ. Кроме того, потребуется модернизация всей железнодорожной инфраструктуры: капитальный ремонт и укладка вторых путей, расширение станций, обустройство современных систем СЦБ и связи, полное обновление локомотивного парка и так далее.

И вот тут, глядя на карту, в голову может прийти мысль – а может нужно построить современную железнодорожную магистраль, которая свяжет Таганрог и Мелитополь и пройдет на небольшом расстоянии от берега Азовского моря?

В первую очередь, такой маршрут будет находится на максимальном удалении от зоны боевых действий, что обеспечит безопасность движения как для грузовых, так и для пассажирских поездов. Второй момент – это расстояние. Маршрут Ростов-на-Дону – Таганрог – Мелитополь – Джанкой – Симферополь будет короче, а значит и сократится время в пути, в сравнении с маршрутом через Крымский мост.

Конечно, мне возразят, что это очень дорого и долго. Но строительство моста через Керченский пролив, тоже не было быстрым и уж тем более дешевым. А как показывает практика, альтернативный железнодорожный маршрут в Крым должен быть. А вот стоимость модернизации железнодорожного участка, о котором я писал выше, едва-ли будет намного меньше стоимости строительства нового.

Что касается трассировки пути, то мне кажется, что маршрут новой железнодорожной линии мог бы примерно совпадать с автомобильной трассой М-14. Рельеф местности в северном Приазовье не очень сложный, единственное, что немного усложнит прокладку пути – это речки, которые впадают в Азовское море. Других трудностей, как мне кажется, возникнуть не должно.

Еще один важный вопрос – должен ли путь заходить в Мариуполь и Бердянск. Как мне кажется необходимости в этом нет. В Мариуполе можно устроить еще одну станцию в районе поселка Мирный, на северной окраине города и связать ее соединительными путями с перегоном Асланово – Сартана (участок Волноваха – Мариуполь), а при необходимости и с подъездными путями заводов “Азовсталь” и “ММК им. Ильича”. Доставку пассажиров от транзитных поездов дальнего следования на основной вокзал города Мариуполь (станция Мариуполь) можно организовать при помощи пригородных поездов.

Пересечение с железнодорожной веткой Пологи – Бердянск можно организовать по станции Трояны, которую после некоторого переустройства можно использовать как узловую. Для удобства пассажиров можно организовать движение дизель-поездов типа РА2 или РА3 на маршруте Бердянск – Трояны и увязать их расписание с графиками движения поездов дальнего следования.

По моим подсчетам, длинна всего участка от Таганрога до Мелитополя составит немногим более 300 км. С учетом рельефа местности, возможно – 350 км. При устройстве двух главных путей и оборудования перегонов автоблокировкой, можно добиться высоких показателей пропускной способности. При этом, возможна электрификация участка, вероятнее всего на переменном токе, с последующим переводом на “переменку” участка Мелитополь – Джанкой – Симферополь – Севастополь. Для обслуживания электровозов можно перепрофилировать депо Мелитополь. Как вариант – строительство современного локомотивного депо в Мариуполе, которое и будет обслуживать весь новый участок (тяговые плечи Батайск (Ростов-Главный, Таганрог) – Мариуполь и Мариуполь – Мелитополь).

Вот так я вижу себе вариант альтернативного железнодорожного пути в Крым. Причем идея эта совсем не новая. Строить железную дорогу по северному берегу Азовского моря собирались еще в конце XIX века. Тогда даже проводили изыскания и выбирали наилучший маршрут, но до постройки дороги так дело и не дошло, по разным причинам. Может мечты русских промышленников позапрошлого века исполнятся в веке нынешнем? Поживем – увидим.