Вагон “канадского типа” на станции Волноваха.
На узловой станции Волноваха Донецкой железной дороги, недалеко от привокзальной площади, расположен Волновахский краеведческий музей, частью экспозиции которого является двухосный крытый вагон “канадского типа”. Вагон установлен на отдельном участке пути, прямо напротив входа в музей. Судя по длине пути, сюда планировали установить что-то еще, но как-то не сложилось.
Если честно, довольно долго я считал, что все двухосные вагоны у нас были типа НТВ – нормальный товарный вагон. Но, как-то мне в руки попала книжка Мокршицкого “История вагонного парка железных дорог СССР”, после прочтения которой, я понял, что все не так просто!
О волновахском вагоне я знал давно и считал его обычным НТВ. Каково же было мое удивление, когда я сравнил фото вагона “нормального типа” и свое фото вагона установленного в Волновахе! Ведь из общего у них было только две оси и деревянная обшивка кузова.
Я стал разбираться и выяснил, что это вагон “канадского типа”. Подобные вагоны поставлялись в Россию из США и Канады во время Первой мировой войны, а позже строились на заводах СССР.
Как оказалось, Российская Империя вступила в Первую мировую войну не имея достаточного вагонного парка для обеспечения воинских перевозок. Собственное производство не могло справится с возросшим спросом, тем более, что некоторые вагоностроительные заводы оказались недалеко от зоны боевых действий и их поспешно эвакуировали.
Что-бы хоть как-то исправить ситуацию, были начаты переговоры с иностранными производителями подвижного состава. Для начала обратились к европейцам, но как оказалось разместить крупный заказ на постройку товарных вагонов, ни в одной из стран не представлялось возможным.
После неудачи в Европе, представители Министерства путей сообщения, обратили свое внимание на вагоностроительные компании Канады и США, которые охотно согласились выполнить заказ для России. По данным из книги Мокршицкого, суммарное количество товарных вагонов заказанных в Америке составляло 20000 штук. В это число входили вагоны следующих типов:
- крытый двухосный вагон грузоподъемностью 20 тонн
- крытый четырехосный вагон грузоподъемностью 40 тонн на тележках типа “Даймонд”
- четырехосный полувагон на тележках “Даймонд” с железной обрешеткой кузова и деревянной обшивкой, грузоподъемностью 50 тонн
- четырехосный полувагон на тележках “Даймонд” со сплошным железным кузовом, грузоподъемностью 50 тонн
Заказ на вагоны был размещен в 1915 году и первые вагоны были произведены и доставлены в Россию только в самом конце года. Количество заказанных вагонов было настолько большим, что заказ был распределен между несколькими заводами как в США, так и в Канаде.
Доставлять вагоны, решено было в разобранном виде, морем во Владивосток, где уже были подготовлены цеха для дальнейшей их сборки. В 1915 году успели собрать всего 14 крытых вагонов, но за весь 1916 год собрали более 13000 разных вагонов. Сборка вагонов продолжалась во Владивостоке до 1921 года.
Чем же отличался двухосный крытый вагон, поставленный в нашу страну из-за океана, от нашего товарного вагона “нормального типа”? В первую очередь, канадский вагон имел большую грузоподъемность – 20 тонн, против 16.5 тонн у НТВ. Немного большим был и объем кузова, за счет большей высоты и длинны вагона. Кроме того, канадские вагоны имели усиленные оси и рессоры, цельные буксы и усиленные упряжные и ударные приборы. Кузов вагонов имел железные стойки, в то время как кузова НТВ делались полностью деревянными.
В общем вагон получился несколько надежнее чем отечественный НТВ. И когда, после окончания гражданской войны, встала необходимость возобновления производства подвижного состава для железных дорог, было предложено начать выпуск именно таких вагонов.
Строительство вагонов развернули на брянском заводе “Красный Профинтерн” в 1921 году. Выпускавшиеся здесь вагоны “канадского типа” уже имели автотормоза, а часть из них выпускалась с тормозными площадками. Все стойки и детали кузова, кроме деревянной обшивки, изготавливались из железа.
Производство двухосных крытых вагонов продолжалось в Советском Союзе до 1931 года, после чего промышленность полностью перешла на выпуск четырехосных вагонов, производство которых было начато еще в 1925 году.
Двухосные вагоны на дорогах МПС СССР, после оборудования их пневматическими тормозами и автосцепками, эксплуатировались до середины 60-х годов, после чего их начали массово исключать из инвентарного парка.
Вагон установленный в Волновахе, относится к советскому периоду их производства. Будем надеяться, что он не пострадал во время боевых действий в городе весной 2022 года. Ведь с каждым годом его ценность все возрастает!