Бахмут. Почему здесь два железнодорожных вокзала?
Бахмут – небольшой, провинциальный город в Донбассе, население которого, до начала боевых действий в феврале 2022 года, составляло 72000 человек. Несмотря на то, что городок небольшой, он является одним из старейших в регионе, а история его весьма интересна.
Но сегодня нас интересует вопрос, почему так получилось, что в Бахмуте, который, также, долгое время носил название Артемовск, существуют сразу два полноценных железнодорожных вокзала? Ведь никого не смущает наличие нескольких вокзалов в крупных городах с большим количеством железнодорожных направлений! А причина ведь одна и та-же, что в Санкт-Петербурге, что в Бахмуте. Во времена Российской Империи, многие дороги строились частными компаниями, которые сами выбирали наиболее подходящие для строительства станций места. В случаях, когда в одном городе начинались или пересекались несколько железных дорог, принадлежащих разным собственникам – каждый из них возводил собственную станцию. Со временем частные дороги выкупались в казну, а в 1918 году и вовсе были национализированы. В первой половине ХХ века границы железных дорог постоянно изменялись, но, в конце 50-х годов, окончательно утвердились и практически неизменными остаются по сей день. Так, в круговороте истории и получилось, что обе станции в Бахмуте сейчас относятся к Донецкой железной дороге, но начиналось все совсем иначе!
Собственно, если разобраться в истории появления железной дороге в Бахмуте, то все станет на свои места, а существование двух станций с вокзалами, в паре километров друг от друга, уже не будет казаться каким-то недоразумением.
Первой железнодорожной станцией, которая возникла в городе, была современная станция “Бахмут-1”, которая с 1924 по 2016 годы носила название “Артемовск-1”. Ее возникновение относится к периоду строительства железнодорожного участка Попасная – Краматорская, который был сдан в эксплуатацию в 1878 году. Строительство этого участка вело акционерное общество “Донецкая дорога”, принадлежавшее известному русскому промышленнику Савве Мамонтову. Вскоре, построенная под его руководством Донецкая-Каменноугольная железная дорога, станет крупнейшей в Донбассе и во многом заложит основу будущей железнодорожной сети этого региона.
Интересно, что станция Бахмут, стала тупиковой и венчала собой пятикилометровое ответвление от основной магистрали. Все-таки, уже в те времена Бахмут был важным экономическим и административным центром, и обойти его при прокладке рельсового пути было-бы неразумно.
На станции был построено одноэтажное здание вокзала, которое сохранилось и сейчас. Правда, пассажирского движения здесь нет с 2007 года. Так уж сложилось, что с появлением станции Бахмут-2, туда переместился основной поток поездов дальнего следования, а уделом станции Бахмут-1 стали местные и пригородные поезда. Последние лет пятьдесят, сюда приходили только дизель-поезда Д1, следовавшие по маршруту Попасная – Краматорск и Попасная – Бахмут-1. Но, высокие цены на дизельное топливо и нехватка рабочих дизель-поездов, в итоге привели к полной отмене пригородного движения на многих участках Донецкой железной дороги. Не стал исключением и Бахмут…
К сожалению, после событий 2014 года, за ненадобностью, был разобран почти весь железнодорожный участок Попасная – Бахмут. А продолжающиеся уже шесть месяцев боевые действия, не прошли бесследно и для исторического здания вокзала Бахмут-1. Есть информация о нескольких попаданиях снарядов, после которых обвалилась часть крыши. Наследие Мамонтова постепенно уходит в историю…
Более удачно складывалась судьба второго вокзала, который еще до недавнего времени принимал пассажиров поездов дальнего и пригородного сообщения.
Станция и вокзал Бахмут-2 были построены уже в ХХ веке, как часть Северо-Донецкой железной дороги. Строительство этой дороги было одобрено в 1908 году, по основным направлениям Харьков – Изюм – Донбасс и Харьков – Льгов. Причем, по какому маршруту пройдет путь в Донбассе до последнего момента оставалось неизвестно и в итоге выбрали трассу Лиман – Яма -Луганск. А вот строить участок Яма – Бахмут – Никитовка изначально не планировали, но благодаря активной позиции Бахмутского уездного земства, Министерство путей сообщения очень настоятельно посоветовало руководству Северо-Донецкой построить-таки эту железнодорожную ветку. Скажем прямо, построили её не зря и в последующие годы участок Красный Лиман – Никитовка станет одним из важнейших на Донецкой дороге.
Строительство всего участка Яма – Никитовка было закончено в сентябре 1913 года. В том же году заработала станция Бахмут-2, а станция построенная в 1878 году, получила название Бахмут-1.
К 1916 году, на новой станции, был выстроен большой вокзал, который в том-же году посетил император Николай-II, во время своего визита в Бахмут. Возможно из-за предстоящего приезда столь важной персоны и был построен такой роскошный вокзальный комплекс. Сейчас мы можем рассмотреть это здание только на открытках того времени. К сожалению, во время немецкой оккупации Артемовска в 1941 – 1943 годах, вокзал был разрушен, а в послевоенные годы отстроен практически заново.
В послевоенные годы станция Артемовск-2 стала главными железнодорожными воротами города. Именно через эту станцию проходило большое количество пассажирских поездов, в том числе следующих из Москвы и Ленинграда в южном направлении.
После распада Советского Союза движение здесь уменьшилось, но, все равно, оставалось довольно интенсивным. Катастрофические последствия для станции имели события 2014 года. Станция оказалась практически тупиковой, из-за полной остановки движения в сторону Никитовки, оказавшейся с другой стороны линии разграничения. Практически остановилось пригородное движение, а пассажирские поезда то отменяли то опять запускали, но все это было жалкой тенью былых времен.
В конце февраля 2022 года движение полностью остановлено. За время боевых действий вокзал и станция неоднократно попадали под артиллерийские обстрелы. Здание железнодорожного вокзала Бахмут-2 получило значительные повреждения….
Остается только надеется, что после окончания боев, вокзалы города Бахмута будут восстановлены, с максимальным сохранением их исторического облика.