Электропоезд ЭД4М-0223 на Донецкой железной дороге.
Первое знакомство донецких железнодорожников с продукцией Демиховского машиностроительного завода состоялось еще в 1997 – 1998 годах, когда в депо Славянск поступили поезда ЭД2Т. Благодаря закупкам этих поездов, удалось отставить от работы некоторое количество электросекций Ср3, которые тогда были основой парка пригородных поездов локомотивного депо Славянск.
Возможно, закупки продолжались бы и дальше, но в конце 90-х годов руководство Украины решило спасать “Лугансктепловоз”, который находился на грани банкротства. Заводу было предложено спроектировать и освоить выпуск пригородных электропоездов постоянного и переменного тока, с чем он блестяще справился и в 2000 году первый поезд ЭПЛ2Т-001 был передан для испытаний на Донецкую железную дорогу.
Если постоянно-токовая электричка поехала в 2000 году, то поезд под “переменку”, серии ЭПЛ9Т, был готов только в конце 2001 года. Он поступил в депо Фастов-Моторвагонный, где в то время работали поезда ЭР9М и ЭР9Е. Но так как обеспечить все дороги электропоездами “Лугансктепловоза” быстро все равно не получалось, было решено закупить еще несколько поездов у “ДМЗ” для Юго-Западной железной дороги. В 2002 – 2003 годах в Фастов поступили пять поездов ЭД9М и некоторое количество дополнительных вагонов.
Третья и последняя закупка поездов производства Демиховского машиностроительного завода для “Укрзализныци” относится к 2008 году. Связано это было с продажей “Лугансктепловоза” и сворачиванием программы по выпуску электропоездов. Завод возвращался к выпуску более привычной для него продукции – магистральных тепловозов.
В 2008 году денег у “Укрзализныци” хватило только на два поезда: ЭД9М-0220 был приобретен для депо Фастов-Моторвагонный, а ЭД4М-0223 для депо Ясиноватая-Запад. Это были последние пригородные электропоезда купленные Украиной.
Электропоезд ЭД4М-0233 поступил в депо Ясиноватая в апреле 2008 года. После обкатки состав был закреплен за поездом повышенной комфортности сообщением Мариуполь – Славянск. Вся “повышенная комфортность” обычно заключалась в шторках на окнах, чистых салонах и работающем во всех вагонах освещении и отоплении. От обычных пригородных маршрутов их отличало меньшее количество остановок, а соответственно и большая скорость. Для работы на таких маршрутах обычно выделяли новые или прошедшие капитальный ремонт электропоезда.
Электропоезд ЭД4М-0223 проработал на маршруте Мариуполь – Славянск до 2012 года. Поезд был отменен перед стартом футбольного чемпионата “Есро-2012” в Украине. Взамен был запущен маршрут Харьков – Мариуполь, обслуживаемый поездами EJ675.
С июня 2012 электропоезд ЭД4М-0223 начал ходить как обычный пригородный, в общем обороте с составами ЭПЛ2Т, ЭД2Т и ЭР2Т моторвагонного депо Ясиноватая. Это сразу сказалось на его техническом состоянии и внешнем виде, но, что удивительно, поезд всегда ходил в восьмивагонной составности.
Осенью 2014 года электропоезд ЭД4М-0233 находился в депо Ясиноватая, где попал под обстрел. Пока состав не эксплуатировался его неплохо “пощипали” местные любители цветмета и насколько мне известно, электропоезд так и стоит в Ясиноватой в ожидании ремонта.
Надеюсь, этот электропоезд будет восстановлен и еще побегает по Донецкой железной дороге. А так как выпуск поездов серии ЭД4М прекращен, то он так и останется “единственным”.