Электропоезда ЭПЛ2Т на Донецкой железной дороге.

Электропоезда ЭПЛ2Т на Донецкой железной дороге.

Первый электропоезд серии ЭПЛ2Т (в украинском написании ЕПЛ2Т) был построен на ОАО “Лугансктепловоз” в октябре 2000 года. Этот состав был построен в восьмивагонной составности и получил наименование ЭПЛ2Т-001.

Но как так получилось, что завод строивший до этого тепловозы, вдруг начал выпускать электропоезда? Ответ на этот вопрос очень прост: заказов на тепловозы в те годы почти не было и приходилось осваивать новые виды продукции. Например, в 90-е годы, предприятие освоило выпуск трамвайных вагонов собственной конструкции, которые поставлялись в Луганск, Енакиево и Москву.

Разработку своего электропоезда в Луганске начали по просьбе правительства Украины и руководства “Укрзализныци”. Необходимо было срочно заменить морально и физически устаревшие электросекции Ср3, которые продолжали эксплуатировать на Донецкой и Львовской железных дорогах. Кроме того, в перспективе, требовалось обновить парк электропоездов Приднепровской дороги, в основном состоящий из составов серии ЭР1.

С разработкой проекта и сборкой первого состава справились довольно быстро и 24октября 2000 года первый электропоезд был передан для испытаний в локомотивное депо Ясиноватая-Запад Донецкой железной дороги.

Испытания продолжались почти год. За это время поезд проехал по всем электрифицированным участкам дороги, на которых курсировали пригородные электропоезда. Накатав суммарно более 12 тысяч километров, состав был передан для постоянной эксплуатации в депо Ясиноватая-Запад.

В первый рейс состав отправился в конце ноября 2001 года. После торжественной части, пригородный поезд №6109 Ясиноватая – Мариуполь отправился в путь. В первой поездке поездом управляли машинист первого класса Олег Панов и машинист второго класса Михаил Шкурпело.

Пассажиры были немало удивлены, что на посадку, вместо привычной грязно-зеленой ЭР2Т, подали новый, блестящий яркой красной краской состав. Некоторые даже боялись заходить в вагон и по несколько раз переспрашивали у железнодорожников и других пассажиров, тот ли это поезд.

И действительно, было чему удивиться! Новый состав сильно отличался от стоящих на соседних путях электричек ЭР2 и ЭР2Т. Другой была форма кабины, что сразу придавало поезду более современный вид, а самым удивительным для всех было наличие третьего тамбура в середине вагона! Такого на Донецкой дороге еще не видели!

В общем, можно сказать, что поезд понравился как пассажирам так и железнодорожникам. И в 2001 году “Лугансктепловоз” передал “Укразализныце” еще один электропоезд, который поступил в депо Львов-Моторвагонный.

А для Донецкой железной дороги, весной 2002 года был, построен электропоезд ЭПЛ2Т-003. Этот поезд был окрашен аналогично ЭПЛ2Т-001, в сочетание красного и нежно-желтого цветов. На кабине так-же была нанесена эмблема “Укрзализныци”. Самым заметным внешним отличием этого состава были “горбы” на крышах кабин, под которыми скрывались кондиционеры. Видимо, идея оказалась не самой удачной и на последующих составах ничего подобного уже не было.

Еще одним отличием ЭПЛ2Т-003 от ЭПЛ2Т-001 были электронные указатели маршрута, которые расположили над лобовыми окнами кабины машиниста. На самом первом составе маршрутоуказатели были как на ЭР2Т и находились над боковыми окнами кабины.

Стоит также отметить уровень комфорта первых поездов серии ЭПЛ2Т. В вагонах были очень удобные сиденья, или правильнее назвать их диванами? В 003-й они были красного цвета, под цвет поезда, а на окнах некоторое время висели красные шторки.

Практически одновременно с ЭПЛ2Т-003 на пригородные маршруты Донецкой железной дороги вышел поезд с номером 004. На нем дизайнеры “Лугансктепловоза” решили поэкспериментировать с окраской и сделали поезд зелёным. Верхняя часть кузова и лобовая часть кабины стала темно-зеленой, а нижняя часть кузова, которая раньше была желтой – стала светло-зеленой. Почему решили выбрать именно такое сочетание – непонятно. Но, как мне кажется, красные выглядели намного эффектнее. Кроме цвета и отсутствия кондиционеров на крышах кабин, поезд ЭПЛ2Т-004 не имел больше никаких отличий от предыдущего состава.

В конце лета 2002 года в депо Ясиноватая-Запад поступает электропоезд ЭПЛ2Т-005. Этот состав имел окраску как у 001 и 003, а технически ничем не отличался от поезда ЭЛ2Т-004. Этот поезд стал последним ЭПЛ2Т для Донецкой дороги, в вагонах которого установили мягкие диваны.

Следующие два электропоезда поступили в депо Ясиноватая-Запад летом 2005 года. Это были составы с номерами 009 и 010. Внешне они были абсолютно одинаковыми и полностью повторяли окраску поездов 003 и 005. Единственным их отличием была новые, как их потом стали называть “антивандальные” сиденья в салонах

Все поезда ЭПЛ2Т на Донецкой дороге использовались как обычные пригородные поезда, но в 2007 году возникла идея использовать состав ЭПЛ2Т-010 на маршруте Донецк – Луганск, в качестве “поезда повышенной комфортности”. Состав получил имя “Ясиноватец” и соответствующие надписи на головных вагонах.

В октябре 2007 года парк пригородных поездов Донецкой железной дороги пополнился электропоездом ЭПЛ2Т-026. Внешне этот состав сильно отличался от уже имевшихся на дороге поездов серии ЭПЛ2Т. Главным новшеством была более округлая форма кабины. Изменена была и цветовая схема, причем она отличалась и от поездов с новой формой кабины, поставленных на Приднепровскую дорогу.

На головных вагонах ЭПЛ2Т-026, по аналогии с ЭПЛ2Т-010, была нанесена надпись с названием электропоезда: “им Кашпарова Н. А.”. Свое название поезд получил в честь Николая Андреевича Кашпарова, почетного железнодорожника, начальник Луганского отделения Донецкой железной дороги с 1967 по 1996 годы.

Последний электропоезд производства Луганского завода появился на пригородных маршрутах Донецкой железной дороги в феврале 2008 года. Это был ЭПЛ2Т-035, который стал, также, и последним поездом этой серии. Внешне он ничем не отличался от ЭПЛ2Т-026. Отличали их только названия, ЭПЛ2Т-035 назвали в честь машиниста-инструктора локомотивного депо Ясиноватая-Запад – В. Демёхина. На бортах головных вагонов была нанесена надпись: “им. В. Демёхина”.

К сожалению на этом серия ЭПЛ2Т закончилась, как и производство электропоездов на заводе “Лугансктепловоз”. А вскоре и сам завод поглотил водоворот трагических событий на востоке Украины.

От себя, как от пассажира, отмечу, что эти поезда были довольно комфортны, особенно это касалось составов 001-005. В них всегда было тепле, чем в ЭР2Т, возможно, из-за меньших размеров салонов. Удобна была трехтамбурная схема вагонов и при посадке на крупных станциях, меньше было толчеи у дверей.

Но, начиная с 2012 года, стало заметно, что на поезда просто “забили”. Это касалось как ЭПЛ2Т так и ЭР2Т и ЭД2Т, которые к тому времени были переданы в недавно созданное моторвагонное депо – РПЧ-8 Ясиноватая. Внешний вид поездов был где-то между “ужасно” и “отвратительно”. Мыть их перестали совсем, и по всей видимости перестали убирать в салонах. В вагонах горели 2-3 лампы на весь салон, отопление обычно работало в одном – двух вагонах в составе. В ЭПЛ2Т часто не работали автоматические двери и вместо трех тамбуров, все ломились в один.

Не могу сказать, к чему бы все это пришло, но наступил 2014 год. Все электропоезда ЭПЛ2Т оказались на территории ДНР и мне больше не приходилось на них ездить. Но, судя по фотоснимкам, они продолжают работать. Возможно еще покатаюсь!