Тепловоз ЧМЭ3. Чешская “тройка” с оценкой “отлично”.
Нет, наверное, в нашей стране более узнаваемой серии маневровых тепловозов, чем ЧМЭ3. Еще совсем недавно, эти тепловозы эксплуатировались почти на всех железных дорогах бывшего СССР и являлись самыми распространёнными маневровыми локомотивами на сети МПС. Некоторые источники утверждают, что локомотивы серии ЧМЭ3, установили мировой рекорд, став самыми массовыми экспортными тепловозами. Как бы там ни было, но эти тепловозы были одним из символов Советских железных дорог, наравне с ЭР200, ЧС2 и ВЛ80.
Предшественниками ЧМЭ3 на железных дорогах СССР были тепловозы ВМЭ1 (Венгерский, маневровый, с электропередачей, тип 1) и ЧМЭ2 (Чехословацкий, маневровый, с электропередачей, тип 2), поставлявшиеся, соответственно, из Венгрии и Чехословакии, с 1958 года. Эти локомотивы были четырехосными и имели электрическую передачу. В то же время, на Брянском машиностроительном заводе, в СССР, начиналось серийное производство более мощных тепловозов серии ТЭМ1, имевших шесть осей и мощность в 1000 л.с., против 750 л.с. у ЧМЭ2. Единственной причиной, заказывать четырехосные тепловозы у партнеров по СЭВ, как мне кажется, было желание как можно скорее насытить локомотивный парк железных дорог МПС тепловозами, и убрать с маневровой работы паровозы. Тем более, что часть тепловозов ТЭМ1 отправлялась в промышленность, и на огромную сеть железных дорог СССР, строящихся машин было мало. На некоторые дороги для маневровой работы поставлялись даже тепловозы с гидропередачей типа ТГМ3.
За пару лет совместной эксплуатации всех этих тепловозов, были сделаны определенные выводы. Стало понятно, что мощности и сцепного веса четырехосного локомотива уже недостаточно, и необходимо переходить к выпуску исключительно шестиосных машин. Так как Брянский завод не мог обеспечить огромные потребности железных дорог МПС и промышленных предприятий, чехословацкой компании ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), был выдан заказ на проектирование новой модели шестиосного маневрового тепловоза с электропередачей.
Проект был подготовлен к 1963 году, и уже к концу года были выпущены три первых тепловоза, получивших серию ЧМЭ3 (Чехословацкий, маневровый, с электропередачей, тип 3). Эти локомотивы были направлены для опытной эксплуатации в депо Люблино Московской железной дороги. После проведения всех необходимых испытаний, было принято решение о начале серийного производства тепловозов ЧМЭ3 на заводе ČKD.
В 1965 году в Советский Союз начинают поступать серийные тепловозы ЧМЭ3, которые ничем особо не отличались от первых трех опытных машин. К слову сказать, тепловозы этой серии, по отзывам машинистов, имели наименьшее число отличий между ранними и поздними номерами. Видимо, конструкция оказалась достаточно удачной, и не требовала крупных изменений во время серийного выпуска.
Технические характеристики тепловоза ЧМЭ3:
- высота — 4637 мм;
- длина — 17 220 мм;
- ширина — 3120 мм;
- ширина ж/д колеи — 1520 мм;
- конструкционная скорость — 95 км/ч;
- минимальный радиус прохождения кривых — 80 м.;
- мощность двигателя (K6S310DR) — 1350 л.с. (993 кВт);
- мощность ТЭД — 6×134 кВт (804 кВт);
- служебная масса — 123 т.
Тепловозы ЧМЭ3 очень быстро стали завоевывать симпатии машинистов и ремонтников. Машина оказалась достаточно комфортной для работы и удобной в обслуживании. Уже через несколько лет, локомотивные депо начали отказываться от ТЭМ1, в пользу ЧМЭ3. Например на Донецкой железной дороге, где в 1965 году работали только ТЭМ1 и ТГМ3, уже в начале 70-х наметился перевес в сторону ЧМЭ3, которые поступали на дорогу с 1966 года. А к концу 70-х годов, тепловозы серии ЧМЭ3, уже безраздельно царствовали на всех станциях Донецкой дороги.
Но, если на Донецкой дороге, тепловозы ЧМЭ3 пришли, и в основном, заменили собой другие серии тепловозов, то на многих дорогах, машинисты пересаживались в кабину ЧМЭ3 из паровозной будки! Для них контраст был просто поразительный. Даже сейчас, через 60 лет после начала производства этих тепловозов, работать на этих машинах довольно комфортно, если, конечно, они находятся в нормальном техническом состоянии.
Мне много раз приходилось ездить в кабине ЧМЭ3, и когда я первый раз проехался на ТЭМ2У, я кажется понял, почему некоторые депо категорически не хотели работать на ТЭМ-ах. Во-первых, впечатляет мягкость хода тепловозов ЧМЭ3, в сравнении с машинами семейства ТЭМ. Даже по радолбанным станционным путям “Чмушка”, как ласково называют машинисты свои ЧМЭ3, идет намного тише и спокойнее, чем ТЭМ2У. На ТЭМ-ах каждый стык отдается глухим ударом, который чувствуешь всем телом, а кроме того постоянно слышны какие-то звенящие звуки, как-будто, что-то в ходовке открутилось и вот вот отвалится на путь. Я было подумал, что это просто тепловоз попался ушатанный, но нет. В следующий раз, когда пришлось прокатиться на ТЭМ2УМ, а после и на ТЭМ1, все повторилось.
В общем, тепловозы серии ЧМЭ3, оказались на редкость хорошей машиной. Настоящей, такой, иномаркой среди маневровых тепловозов. Не удивительно, что их выпуск, включая модификации ЧМЭ3Э и ЧМЭ3Т, продолжался до самого конца 1991 года. Могу высказать предположение, что, если бы, не развал Советского Союза, то количество выпущенных тепловозов серии ЧМЭ3 могло бы дойти до десяти тысяч.
Кстати, поставлялись тепловозы ЧМЭ3 не только на дороги МПС. Некоторое количество этих машин попало с завода на пути промышленных предприятий. Причем, интересно, что в основном это были разного рода карьеры. Мне только пару раз пришлось наблюдать ЧМЭ3 в промышленности: несколько машин работало на Докучаевском флюсо-доломитном комбинате, что возле Донецка и одна, году в 2020-м, была куплена Мариупольским металлургическим комбинатом имени Ильича.
Последний тепловоз “советского заказа”, был передан МПС в конце 1991 года. Это был ЧМЭ3Т-7454, который поступил в депо Партизанск Дальневосточной железной дороги. Еще пять машин были построены, но не были отправлены заказчику. В 1994 году два тепловоза из этой партии купит Украина, а в 1997 году, тепловоз ЧМЭ3Т- 7457, продают на Ярославский НПЗ. Последние две машины, приобретает в 2000 году Эстония. Таким образом, общее количество тепловозов выпущенных заводом ČKD, составило – 7459 экземпляров.
На сегодняшний день, большое количество тепловозов серии ЧМЭ3, уже выходили положенный им срок эксплуатации. На железных дорогах России, их все больше заменяют тепловозы ТЭМ18ДМ. И скорее всего, через несколько лет, тепловозы серии ЧМЭ3 станут редкостью, за которой станут охотиться любители уникальных железнодорожных фотографий.