Электрификация Донецкой железной дороги. Хронология.
В 1956 году, в Советском Союзе, был принят Генеральный план электрификации железных дорог, который предусматривал перевод на электротягу самых грузонапряженнных направлений, а также горных линий с тяжелым профилем пути и пригородных участков с большой интенсивностью движения, в основном в крупных городах СССР.
Одним из важнейших направлений, которое планировали электрифицировать в 1956 – 1958 годах, было направление Москва – Тула – Курск – Харьков – Лозовая – Иловайск, протяженностью около 1200 километров. Кроме большой грузонапряженности, этот участок являлся одним из самых загруженных пассажирских направлений. По нему проходили почти все поезда следовавшие на юг, к курортам Крым и Кавказа.
В границах Донецкой железной дороги, в первую очередь, подлежал электрификации участок Лозовая – Славянск – Никитовка – Иловайск, а локомотивное депо Славянск, должно было стать первым на дороге депо, эксплуатирующим электровозы.
Работы по электрификации начались с участка Лозовая – Славянск, протяженностью 105 километров. К концу осени 1958 года здесь была смонтирована контактная сеть, построены и подключены тяговые подстанции, оборудованы служебные помещения для работников дистанции электроснабжения, а также построено несколько многоквартирных домов для улучшения жилищных условий энергетиков.
Основной объем работ по электрификации выполнялся силами специально созданных для таких задач организаций – электромонтажными (ЭМП)и строительно-монтажными поездами (СМП). Благодаря высокой степени укомплектованности средствами механизации и большому опыту выполнения таких работ, бригады этих предприятий довольно быстро продвигались от станции к станции. Контроль за выполнением работ возлагался на специалистов Славянской дистанции электроснабжения (ЭЧ).
“Успешное выполнение этого задания было осуществлено благодаря индустриализации и механизации строительных и монтажных работ. Фундаменты и стены зданий тяговых подстанций выполнялись из кирпича и крупных блоков, перекрытия из сборного железобетона. На тяговых подстанциях применялись комплексные распредустройства, изготовленные предприятиями “Трансэлектромонтаж”. Для устройства монолитных фундаментов станционных опор использовались бетонировочные поезда.”
Еще одним важнейшим направлением, которое необходимо было электрифицировать в кратчайшие сроки, было направление Нижнеднепровск-Узел – Ясиноватая. Этот участок являлся основной связью между двумя огромными промышленными районами – Донбассом и Кривбассом. Планы по переводу этого грузонапряженного направления на электротягу были еще в 30-х годах, но осуществить их помешала война.
В декабре 1959 года, через год после запуска участка Лозовая – Славянск, работы по электрификации всего направления Днепропетровск – Ясиноватая, протяженностью 165 километров, были завершены. Основной объем работ, в пределах Донецкой дороги, выполнили электромонтажный поезд ЭМП-704 и строительно-монтажные поезда треста “Добасстрансстрой”. Обслуживание контактной сети на участке от станции Чаплино до Ясиноватой было возложено на недавно созданную Красноармейскую дистанцию электроснабжения.
В 1960 году была закончена электрификация участка Славянск – Краматорск – Никитовка – Криничная – Иловайск. А в следующем году, станция Иловайск, станет первой и единственной станцией стыкования на Донецкой железной дороге. Дальше, в сторону Таганрога, путь был электрифицирован на переменном токе, в то время как на всем полигоне Донецкой дороги применялся постоянный ток.
В 1961 году первые поезда, ведомые электровозами пошли по участкам Славянск -Красный Лиман и Красный Лиман – Никитовка, а также полностью был электрифицирован горловский железнодорожный узел и участок от Горловки до Дебальцево. Кроме того, после перевода на электротягу небольшого участка пути Криничная – Ясиноватая, было закончено объединение в единую сеть всех электрифицированных участков Донецкой железной дороги.
В следующем, 1962 году, были закончены работы по электрификации направления Основа – Красный Лиман. Теперь обе железнодорожных ветки, ведущих от Харькова в Донбасс были электрифицированы на постоянном токе. Грузовые и пассажирские поезда были полностью переведены на обслуживание электровозами, а в пригородном движении активно внедрялись электропоезда.
Традиционно, в декабре месяце, но уже 1963 года в первый рейс по участку Донецк – Мариуполь отправился электровоз ВЛ8, с грузовым поездом. В этом же году были электрифицированы участки Константиновка – Ясиноватая и Криничная -Енакиево – Хацапетовка (Углегорск).
Таким образом за пять лет были переведены на электрическую тягу все самые загруженные участки Донецкой железной дороги, что позволило существенно повысить как вес составов, так и их скорость. Первыми локомотивными депо, получившими электровозы, были депо Славянск, Красный Лиман, Красноармейск и Ясиноватая. На первом этапе, основным локомотивом, задействованным на электрифицированных участках был ВЛ23, но вскоре они были заменены более мощными электровозами ВЛ8, которые поступали с Новочеркасского и Тбилисского электровозостроительных заводов.
В последующие годы, темпы электрификации существенно снизились. Последним рывком стал перевод на электротягу, в 1966 году, участка Горловка – Очеретино. После чего наступило некоторое затишье. Интересно выглядела теперь схема Донецкой железной дороги. Учитывая, что магистраль охватывает практически полностью Донецкую и Луганскую области, получилось, что электрификация коснулась только первой, за исключением Дебальцевского узла. По перегонам, в Луганской области, продолжали колесить паровозы и тепловозы.
Только в начале 70-х годов, началась неспешная электрификация направления Дебальцево – Лихая, которая так и не была завершена. В 1972 году сдали электрифицированный участок Дебальцево – Чернухино, в 1978 году, участок Чернухино – Штеровка. С большим трудом к моменту распада Советского Союза удалось дотянуть контактную сеть до Щётово, с электрификацией ответвления Штеровка – Красный Луч. На этом бы все и бросили, но в середине 90-х дизтопливо начало стоить весьма дорого, и руководство “Укрзализныци” приняло решение закончить начатую еще при СССР электрификацию, хотя-бы до государственной границы. Тогда еще мечтали о международных транспортных коридорах и транзите из России, как оказалось – зря.
В итоге, к 1999 году, электровозы все-таки поехали до станции Красная Могила, что на границе Украины и РФ, но вот совсем небольшой участок Красная Могила – Гуково – Лихая, так и остался на тепловозной тяге.
Окрыленные своими успехами и шокированные ценами на солярку, донецкие железнодорожники решили продолжить электрификацию Луганского региона. Следующим направлением было выбрано Дебальцево – Луганск, и в начале нового тысячелетия, работы по монтажу контактной сети начались. Учитывая постоянную нехватку средств, работы продвигались довольно быстро и уже в 2005 году первый электровоз прибыл на станцию Коммунарск, а в 2007 году на станцию Луганск.
На этом история электрификации Донецкой железной дороги закончилась. Дальше начался упадок. Из-за событий происходящих в Донбассе с 2014 года, на некоторых участках контактная сеть не используется и демонтирована. Остается только надеяться, что вскоре Донецкая дорога снова расправит плечи а по обновленным перегонам полетят новенькие электрички!